Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РИМСКИЕ СОБОРЫ
59, С. 718-723 опубликовано: 31 марта 2025г. 


РИМСКИЕ СОБОРЫ

В церковной и научной традиции нет единого названия для Соборов, состоявшихся в Риме в разные столетия. Большинство из них начиная с IV в. проходили в 2 крупнейших рим. храмах - в базилике св. Иоанна Крестителя в Латеране (см. ст. Латеранский комплекс) или св. Петра в Ватикане (см. ст. Петра апостола базилика в Ватикане). Тем не менее офиц. название Латеранские Соборы закрепилось лишь за нек-рыми Р. С. (между VII и XVI вв.), часть к-рых считаются Вселенскими Соборами в Римско-католической Церкви. Большие Р. С. XIX-XX вв., также признанные католич. Вселенскими Соборами, принято называть Ватиканскими Соборами, хотя их заседания проходили не только в базилике св. Петра, но и в ряде др. церковных зданий Рима.

90-е гг. II в.

См. в статьях св. Виктор I, еп. (папа) Римский, Пасхальные споры.

251 г.

См. в статьях св. Корнелий, еп. (папа) Римский, Новациан.

313 г.

См. в статьях Донатизм, св. Мильтиад, еп. (папа) Римский.

340 или 341 г.

Арианский кризис IV в. (см. ст. Арианство) стимулировал соборную активность Римской кафедры, позволявшую папам не только обозначить свою позицию в богословских и дисциплинарных спорах, но и укрепить авторитет Римской Церкви в межцерковных взаимоотношениях. Собор был созван еп. (папой) Юлием I, который стремился выступить в роли арбитра в конфликте между 2 течениями вост. епископов: сторонниками Никейского Символа веры, наиболее видным из к-рых был свт. Афанасий I Великий, и их противниками - т. н. евсевианами. В Соборе участвовало более 50 италийских епископов. Основным источником информации о Соборе является послание папы Юлия I к евсевианам, написанное от лица его участников. Лишенные евсевианами кафедр и обратившиеся за поддержкой к Римскому престолу приверженцы Никейской веры, свт. Афанасий и еп. Маркелл Анкирский, были на Р. С. оправданы. Была подтверждена незыблемость не только вероучительных, но и дисциплинарных постановлений I Вселенского Собора в Никее (325). Евсевиане отвергли предложение папы Юлия принять участие в Соборе и само его проведение расценили как вмешательство зап. епископов в дела вост. Церквей (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 20-36). Дальнейшее развитие конфликта между восточным и западным епископатом привело к созыву имп. Константом I и Констанцием II в 343 г. Сардикийского Собора и к формальному разрыву общения между сторонниками никейского и евсевианского течений (Захаров. 2019. С. 97-109).

353 г.

Собор был проведен в начале епископства еп. (папы) св. Либерия по делу свт. Афанасия Великого. В нем приняли участие мн. италийские епископы, хотя их число неизвестно. Свт. Афанасий от участия в Соборе уклонился, что можно объяснить политическими обстоятельствами: власть как в восточной, так и в западной части Римской империи в то время принадлежала имп. Констанцию II, который относился к свт. Афанасию враждебно. Собор во главе с папой обратился к императору с предложением провести новый большой Собор в Аквилее для окончательного разрешения конфликта (Hilar. Pict. Fragm. hist. IV 1; V 2; VI 3). Созванные имп. Констанцием II Соборы в Арелате (353; см. ст. Арелатские Соборы) и Медиолане (355; см. ст. Медиоланские Соборы) привели к осуждению свт. Афанасия частью зап. епископата под давлением имп. власти. Свт. Либерий с этим решением не согласился и был отправлен в ссылку, где также подписал осуждение свт. Афанасия. После смерти имп. Констанция II в 361 г. папа Либерий призвал италийских епископов поддержать вероучительные постановления Никейского Собора (Захаров. 2019. С. 110-141).

Октябрь 368 г.

После кончины папы св. Либерия в Римской Церкви началась ожесточенная борьба между 2 претендентами на Папский престол: свт. Дамасом I и Урсином. Созванный Собор признал законным епископом Дамаса, но отказался прямо осудить Урсина из-за его отсутствия на заседаниях (Coll. Avel. I 13-14). Вероятно, на этом же Соборе были осуждены антиникейски настроенные иллирийские епископы Урсакий Сингидунский и Валент Мурсийский (см. ст. Валент и Урсакий) (Athanas. Alex. Ep. ad Afros. 10).

Между 368 и 372 гг.

На этом Cоборе под председательством папы св. Дамаса I присутствовали ок. 90 епископов из Италии и Галлии. Было составлено послание догматического содержания Confidimus quidem, адресованное восточным или, по др. данным, иллирийским епископам. В послании были отвергнуты трактуемые как проарианские вероучительные постановления Ариминского Собора 359 г. и осужден их сторонник еп. Авксентий I Медиоланский. Единственно истинным был провозглашен Никейский Символ веры. Участники Собора исповедали единство cущности (лат. substantia) всех Трех Лиц Св. Троицы. Признание истинности решений тех или иных Соборов было поставлено во взаимосвязь с их принятием Римским престолом (Sozom. Hist. eccl. VI 23; Theodoret. Hist. eccl. II 22; Reutter. 2009. S. 249).

377-378 гг.

В это время папой св. Дамасом I были проведены 1 или 2 Собора при участии находившегося в Риме архиеп. Петра II Александрийского. Было осуждено аполлинарианство (Rufin. Hist. eccl. II 20; Sozom. Hist. eccl. VI 25). Также было составлено послание италийского епископата к зап. рим. императорам Грациану и Валентиниану II, в котором подчеркивалось, что епископы должны быть судимы епископами, а не светскими властями. Особое внимание в послании было уделено конфликту свт. Дамаса с Урсином и судебному процессу против папы в связи с клеветой иудея Исаака (Ambros. Mediol. Ep. extra collectionem. 7. 2-4, 8-9). Участники Собора утверждали, что, хотя св. Дамас равен проч. епископам по своему служению, он превосходит всех по прерогативам апостольского престола (Ibid. 7. 10). В послании описывается процедура церковного суда, к-рая предполагает возможность проведения процесса над рядовыми епископами под рук. папы в Риме или в отдаленных областях местными митрополитами. Митрополитов же предписывалось судить в Риме судьями, избранными папой. Предусматривается также право епископов подавать апелляции на уже принятые решения Римскому престолу или Cобору не менее чем из 15 соседних епископов (Ibid. 7. 9). Географические границы юрисдикции Римского престола в послании четко не обозначаются. Суд над самим папой в случае недоверия к возглавляемому им Cобору предполагается переносить на concilium imperiale, что, вероятно, подразумевает организацию Собора с участием императора (Ibid. 7. 11). Имп. Грациан в целом одобрил решения Cобора и распространил их на всю Италийскую (включая Африку и Иллирик) и Галльскую префектуры. В то же время о процедуре проведения процесса над папой в рескрипте императора умалчивалось (Coll. Avel. 13).

382 г.

Имп. Грациан организовал большой Собор западных и восточных епископов (Hieron. Ep. 108. 6), который, вероятно, первоначально предполагалось наделить статусом Вселенского. Помимо папы св. Дамаса I в Соборе приняли участие влиятельные зап. епископы - свт. Амвросий Медиоланский, Валериан Аквилейский, Бриттон Треверский, Асхолий Фессалоникийский и Анемий Сирмийский (Theodoret. Hist. eccl. V 9). В Рим с Востока прибыли также свт. Епифаний Кипрский и еп. Павлин Антиохийский (Hieron. Ep. 108. 6). Большинство вост. епископов от участия в Р. С. уклонились и провели в том же году Собор в К-поле, к-рый направил в Рим делегацию из 3 епископов с посланием (Theodoret. Hist. eccl. V 9). Вполне вероятно, что именно на этом Р. С. был составлен текст, включенный впосл. в Декрет Геласия, в к-ром утверждалось, что Римская Церковь обладает первенством не в силу соборных постановлений, а благодаря обетованию Самого Господа ап. Петру (Мф 16. 18-19). Подчеркивался также особый статус Александрийского престола, основанного ап. Марком по поручению ап. Петра, и Антиохийского престола, также имевшего Петрово происхождение (Decret. Gelas. III). Концепция «трех Петровых кафедр», вероятно, стала ответом зап. епископов на сформулированные в 381 г. в 3-м каноне К-польского II Вселенского Собора представления о К-поле как о Новом Риме, обладающем прерогативами чести после Ветхого Рима.

В научной лит-ре с Р. С. 377/8 или 382 г. связывается также вероучительный памятник «Томос Дамаса» (Захаров. 2019. С. 197-206), к-рый содержит ряд анафематизмов, дополняющих Никейский Символ веры. В этом тексте осуждаются ереси Савеллия, Ария, Евномия, Фотина, Эвиона и македониан. Без указания имен ересиархов отвергаются также идеи Аполлинария (Младшего) Лаодикийского и Маркелла Анкирского. Подчеркивается единство сущности и власти Лиц Св. Троицы (Reutter. 2009. S. 382-397; Theodoret. Hist. eccl. V 11). Этот текст представляет собой с богословской т. зр. итоговое выражение позиции Римской Церкви в арианских спорах.

Лит.: Roethe G. Zur Geschichte der römischen Synoden im 3. und 4. Jh. Stuttg., 1937; Marot H. Les conciles romains des IVe et Ve s. et le développement de la primauté // Istina. P., 1957. Vol. 4. P. 435-462; Piétri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III: (311-440). R., 1976. 2 vol.; Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366-384): Leben und Werk. Tüb., 2009; Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богосл. традиция Рим. Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
Г. Е. Захаров

405 г.

См. в статьях св. Иннокентий I, еп. (папа) Римский, свт. Иоанн Златоуст.

417 г.

См. в ст. свт. Зосима, папа Римский.

430 г.

Собор этого года, тесно связанный со спором об учении Нестория, был посвящен разбору аргументов противостоявших друг другу партий Нестория и свт. Кирилла Александрийского. Собор состоялся не позже 11 авг. Этой датой датирована серия посланий папы св. Келестина I с изложением решений Собора (Coelestin. Ep. 11-14 // PL. 50. Col. 459-500). В кон. 429 или нач. 430 г. обе партии обратились с посланиями к папе. Несторий отправил в Рим серию посланий, прояснявших его догматическую позицию (RegPatr, N 52, 55). Послания не были переведены с греч. языка на латынь, в чем папа Келестин I позднее упрекал Нестория, указывая, что это стало причиной промедления с ответом. Свт. Кирилл направил в Рим своего представителя диак. Посидония, к-рый кроме послания самого Кирилла предоставил пакет документов против Нестория, переведенных на латынь: неск. проповедей Нестория, обличительное послание Кирилла к Несторию, резюме заблуждений Нестория, составленное Кириллом, а также цитаты из св. отцов, изобличающие эти заблуждения. В результате на Соборе 430 г. в основном звучал голос Кирилла. Собор осудил взгляды Нестория как ересь; ему давали 10 дней на раскаяние, после того как он получит известие о соборном решении. Из актов Собора сохранилось только заключительное осуждение в составе «Диспута с Серапионом» Арнобия Младшего. В тексте со ссылкой на свт. Амвросия Медиоланского и папу Дамаса I объявляется анафема тем, кто «утверждают существование двух Сынов Божиих: Одного, Который был рожден от Отца прежде века, и Другого, Который посредством принятия плоти был рожден от Девы... Анафематствуем тех, кто исповедуют в Спасителе двух Сынов: Одного до воплощения и Другого после воспринятая плоти» (Mansi. T. 4. Col. 549-552). В этом фрагменте имя Нестория не указано. Однако Арнобий, приводя лишь заключительное заявление, мог счесть лишним давать и др. фрагменты соборных актов, т. к. подробно изложил предшествующие Собору детали в др. местах своего сочинения. О результатах Собора известно также из серии посланий папы Келестина (Coelestin. Ep. 6-16 // PL. 50. Col. 478-512): к Несторию, к к-польскому клиру, к свт. Кириллу, к архиеп. Иоанну I Антиохийскому и др. В них содержалось то же соборное осуждение учения Нестория, а также решение наделить свт. Кирилла полномочиями действовать по делу Нестория от имени папы. Послания датированы 11 авг., сохранились на латыни и греческом в актах III Вселенского Собора.

Не позже начала мая 431 г.

Собор под председательством папы Келестина I проведен в преддверии III Вселенского Собора. Были избраны легаты на III Вселенский Собор: епископы Аркадий и Проект и пресв. Филипп, представлявший папу. Легатам дали поручения держаться стороны свт. Кирилла Александрийского, способствовать поддержанию мира в Церкви, не вводить новшеств в вероучение. Об этом Р. С. известно из посланий папы Келестина к вост. епископам (7 мая 431), к Собору в Эфесе и вост. рим. имп. Феодосию II (15 мая) (Coelestinus papa. Epist. 17-19 // PL. 50. Col. 503-512).

Лит.: Mansi. T. 4. Col. 545-552, 555-556; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 3. P. 25-28, 39-42.

449 г.

Собор является ответом Римской Церкви на 2-й Эфесский Собор 449 г. («Разбойничий»). В Эфесе архиеп. св. Флавиан К-польский тщетно пытался апеллировать к авторитету Римского престола. Папский легат диак. Иларий вынужден был бежать с этого Собора (Leo Magn. Ep. 48 // PL. 54. Col. 837-840). Вскоре в Рим бежал и еп. Евсевий Дорилейский, к-рый обратился к папе св. Льву I Великому с жалобой на архиеп. Диоскора Александрийского и просил его приложить усилия, чтобы созвать новый Вселенский Собор. С той же просьбой обратился в Рим низложенный Эфесским Собором еп. Феодорит Кирский (Theodoret. Ep. 113). В нач. окт. 449 г. папа Лев I созвал Собор в Риме, состоявший гл. обр. из епископов Италии. На Соборе были объявлены аннулированными все решения «Разбойничьего» Собора и было решено просить у императоров созыва нового Вселенского Собора в Италии. Папа понимал, что его Р. С. не может сразу отменить решения «Разбойничьего» Собора, и поэтому требовал нового Вселенского Собора. Кроме кратких упоминаний хронистов о Соборе у Феодора Диакона в актах Халкидонского Собора и у Либерата Карфагенского (Liberat. Breviar. 12) сохранилась серия посланий папы Льва I с сообщениями об этом Соборе. Они датированы 13 окт. 449 г. и адресованы имп. Феодосию II, его сестре блгв. Пульхерии, архиеп. Анастасию Фессалоникийскому, к-польскому клиру, свт. Флавиану и осужденным архимандритам (Leo Magn. Ep. 43-51).

Февраль 450 г.

Собор созвали, когда папа св. Лев Великий воспользовался присутствием в Риме на празднике св. Петра (22 февр.) зап. рим. имп. Валентиниана III. Собравшиеся обратились к императору, его матери Галле Плацидии и жене Лицинии Евдоксии с просьбой убедить вост. имп. Феодосия II отменить решения Эфесского «Разбойничьего» Собора и способствовать созыву Вселенского Собора в Италии. Император и его родственницы отправили письма Феодосию II и Пульхерии (Ibid. 55-58). Феодосий II им отказал, заявив, что Эфесский Собор 449 г. разрешил все конфликты (Ibid. 62-64).

Начало 451 г.

Собор упомянут в томе Феодора Диакона, к-рый зачитывался на 3-м заседании Халкидонского IV Вселенского Собора, созванного под председательством папы св. Льва Великого. На заседаниях было одобрено намерение вост. имп. Маркиана пересмотреть деяния Эфесского «Разбойничьего» Собора. По всей видимости, этот Собор имел такое же процессуальное значение, как и Собор 431 г., созванный папой Келестином I в канун III Вселенского Собора.

Лит.: Mansi. T. 6. Col. 509-512; Leo Magn. Ep. 43-54 // PL. 54. Col. 821-888; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 3. P. 263 ff.

19 ноября 465 г.

Собор проходил под председательством папы св. Илария. На нем присутствовали 48 епископов из Италии, а также оказавшиеся в Риме епископы из других областей. Поводом для его созыва послужила жалоба епископов Тарраконской пров. в Испании на Сильвана, еп. г. Калагуррис (ныне Калаорра), к-рый своей властью рукополагал епископов на различные кафедры, не согласовывая действия с желанием паствы и не имея на то канонических прав. Это продолжалось 7 лет, но местные епископы терпели еп. Сильвана ради сохранения церковного мира. Возник вопрос о преемстве на кафедре г. Барцинона (ныне Барселона), где местный еп. Нундинарий, предчувствуя кончину, назначил в преемники своего хорепископа Иринея. Сознавая неканоничность этого акта, еп. Асканий Тарраконский тем не менее просил утвердить поставление Иринея как человека достойного (Hilar. Ep. 1-4). Собором принято 5 канонов. Из них 1-й является преамбулой, 4-й - заключением. Второй запрещает рукополагать в священство женатых на вдовах и второбрачных. Третий канон запрещает путь к священству лицам, имеющим телесные увечья, слабоумным, безграмотным, а также находящимся в разряде кающихся. Пятый канон является прямым ответом на вопросы испан. епископов, и описанная практика назначения преемников признаётся неканоничной. Ответ папы Илария в Испанию по итогам Собора датирован 31 дек. 465 г. Папа настаивал на древнем принципе избрания епископа с согласия паствы и его последующем утверждении митрополитом провинции. Рукоположения, совершённые Сильваном, он объявлял незаконными и требовал низложения поставленных им епископов в случаях, если в тех же городах был поставлен др. епископ согласно каноническим правилам. Переход Иринея на кафедру Барциноны признавался незаконным; ему предписывалось вернуться в прежний чин под страхом лишения сана. В Барциноне канонически должен был быть избран др. епископ (Ibid. 16-17).

Лит.: Mansi. T. 7. P. 959-968; Hilar. Ep. 13-17 // Epistolae Romanorim Pontificum / Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868. T. 1. P. 155-170.

Июль 484 г.

Собор созван папой Феликсом III (II) в процессе выработки решений Римской Церкви по вопросам об «Энотиконе» и об отношении к промонофизитской политике К-польского патриарха Акакия и вост. рим. имп. Зинона. В это время из К-поля в Рим вернулись папские послы, отправленные годом ранее, чтобы вручить имп. Зинону и патриарху Акакию письма папы Феликса и выяснить подробно ситуацию на Востоке. Поведение легатов на Востоке было оценено папой как неприемлемое. Из 3 послов 2 - епископы Виталий и Мисен - были арестованы в Абидосе по приказу имп. Зинона и освобождены только после того, как согласились войти в церковное общение с патриархом Акакием и, как следствие, с монофизитом Петром III Монгом, занимавшим Александрийский престол, чье имя патриарх Акакий поместил в диптихи. Третий посол, дефенсор Феликс, представлявший лично папу, задержался в дороге по болезни, прибыл в К-поль позже других и отказался признать действия своих коллег. Известие об этом предательстве послов было получено в Риме от мон. Симеона, к-рого отправил настоятель к-польского мон-ря акимитов Кирилл. Т. о., по возвращении послов папа созвал Собор (Evagr. Schol. Hist. eccl. III 18-21; Liberat. Breviar. 18). Первое заседание было посвящено разбору поступков послов. Они были признаны виновными в нарушении данных им инструкций и в том, что фактически вошли в общение с монофизитами. Оба епископа были лишены сана и отлучены (Мисен был восстановлен в сане в 495). Также были провозглашены анафема, отлучение и низложение Петру Монгу. На 2-м заседании был отлучен патриарх Акакий, но без низложения, вероятно из политических соображений. Было издано соборное послание от 28 июля 484 г., сообщающее об этих решениях; оно содержит подписи 77 епископов (Felicis papae Ep. 6-7). 1 авг. папа отправил в К-поль дефенсора Тута с 2 посланиями - к имп. Зинону и к к-польскому клиру - с решениями Собора (Ibid. 8, 10). Несмотря на превентивные меры визант. правительства, дефенсору удалось проникнуть в К-поль, установить связь с монахами-акимитами и прибить соборный акт об осуждении Акакия к двери церкви (Liberat. Breviar. 18). В ответ патриарх Акакий вычеркнул имя папы Феликса III (II) из диптихов и усилил давление на противников «Энотикона» на Востоке. Т. о. началась акакианская схизма.

Октябрь 485 г.

Собор вновь созван папой Феликсом III (II) для обсуждения церковных дел на Востоке; проходил в ватиканской базилике св. Петра в присутствии 40 епископов. Сохранились соборное послание и послание папы Феликса (Felicis papae Ep. 11-12) к имп. Зинону, в к-ром один из лидеров монофизитов, Петр Гнафевс, занявший накануне кафедру Антиохийской Церкви, обвинялся в ереси и в добавлении к тексту Трисвятого слов «Распявшийся за нас». Собор подтвердил осуждение патриарха Акакия, объявив о его низложении, а не только об отлучении, как годом ранее. Из послания к вост. клирикам и монахам, составленного 5 окт., известно еще об одном Соборе, к-рый состоялся скорее всего весной 485 г. Собор был посвящен судьбе дефенсора Тута, к-рый во время 2-й поездки в К-поль был все-таки соблазнен Акакием и выдал ему ряд секретных сведений о Римской Церкви. За это Тут подвергся низложению. Вероятно, этот же Собор, обсуждавший поведение дефенсора, и принял более жесткое решение - о низложении патриарха Акакия.

Лит.: Mansi. T. 7. Col. 1105-1114, 1137-1142, 1165-1168, 1175-1180; Felicis papae Ep. 1-14 // Epistolae Romanorim Pontificum / Ed. A. Thiel. Brunsbergae, 1868. T. 1. P. 222-241, 243-259; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 28-34.

494 г.

Собор созван папой св. Геласием I для издания Декрета Геласия, Индекса принимаемых и непринимаемых книг. Декрет представляет собой расширенную перерабоку более раннего Декрета папы св. Дамаса I (366-384). Однако в сохранившемся виде Декрет Геласия известен также в более поздней переработке, сделанной папой св. Гормиздом (514-523).

Лит.: Mansi. T. 8. P. 146-173, 186-187; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 42-47.

499 г.

Собор был посвящен Лаврентиевой схизме внутри Римской Церкви. После смерти папы Анастасия II (19 нояб. 498) возник раскол среди рим. клира относительно выбора его преемника. Часть рим. клириков собрались в Латеранской базилике и избрали его преемником архидиак. Симмаха; другие же организовали собрание в Большой базилике Богородицы (Санта-Мария-Маджоре) и избрали папой архипресв. Лаврентия. В Риме произошли кровавые столкновения между сторонниками обеих партий. Остгот. кор. Теодорих Великий, управлявший Италией, вызвал обоих претендентов в Равенну, где решил дело в пользу Симмаха. Кандидатуру Лаврентия поддерживала провизант. партия в Риме, поэтому выбор Теодориха был очевиден. В пользу Симмаха приводили 2 аргумента: он был рукоположен чуть раньше Лаврентия и его выдвинула большая часть клира. Собор, созванный папой Симмахом 1 марта 499 г. в ватиканской базилике, был призван укрепить позиции нового папы и преодолеть раскол среди клира. На нем присутствовали 72 епископа из Италии, 69 пресвитеров и 6 диаконов. Папа заявил о необходимости выработать на будущее постановления о процедуре избрания Римского епископа и не допускать волнений народа по этому поводу. Собор принял 4 канона, текст к-рых был заготовлен заранее. Первый канон грозил лишением сана любому клирику, к-рый еще при жизни действующего папы даст поручительство поддержать кого-либо из возможных претендентов. Оно подразумевало и письменное обязательство, и устную клятву, и приватное обещание. Кроме того, запрещалось при жизни действующего папы проводить к.-л. консультации относительно его преемника. Второй канон также грозил лишением сана клирикам, к-рые будут проводить агитацию о преемстве в свою пользу при жизни действующего папы. Третий канон гласил, что если по смерти папы окажется только один кандидат, то пусть он избирается. Если же кандидатов будет 2 или более, то избрать следует того, за кого будет подано большее число голосов клириков. Голосовать следует открыто. Если же выяснится, что кто-то из клириков уже прежде связал себя обещанием в пользу того или иного кандидата, то он лишается права голоса и сана в соответствии с 1-м каноном. В 4-м каноне отмечалось, что если кто-либо оповестит о нарушении этих канонов, даже если сам был соучастником сговора, то останется безнаказанным. Среди подписей пресвитеров-участников Собора, утвердивших каноны, 1-й значится подпись архипресв. Лаврентия. Известно, что вскоре Лаврентий получил кафедру г. Нуцерии,- т. о., его епископская консекрация была признана действительной, хотя претензии на Римский престол были неканоничными. Остается неясным, было ли это также решением Собора.

Лит.: Mansi. T. 8. Col. 229-238; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 49-52.

502 г.

См. в статьях Симмах, папа Римский, Лаврентий I, св., еп. Медиоланский.

595 г.

Собор известен по переписке папы св. Григория I Великого (Greg. Magn. Ep. 6. 57); в заседании в ватиканской базилике св. Петра 5 июля участвовали 23 епископа, а также рим. пресвитеры и диаконы. Были приняты 6 канонов, посвященных гл. обр. проблемам Римской Церкви. Первый запрещал возникший недавно обычай поставлять канторов в диаконов. Из-за этого обычая диаконское служение стали часто связывать с красивым голосом, а не с добрым нравом. Каноном воспрещалось диаконам исполнять роль певчих, дозволялось только читать Евангелие. Остальные же литургические чтения и псалмопение возлагали на субдиаконов и более низших клириков. Второй канон предписывал в папской канцелярии, а также проч. службах (pontificibus ad secreta cubiculi) впредь служить только клирикам или монахам, но не мирянам. Третий канон призван был ограничить злоупотребления управляющих церковным имуществом. Им под угрозой анафемы запрещалось ставить титулы (метки собственности) на владения. Также анафема провозглашалась клирикам, к-рые знают о незаконной установке титула, но пренебрегают этим. Четвертый канон был направлен против суеверных обычаев. Во время приготовления к погребению папы было принято покрывать его тело далматиком, а перед погребением разрывать его на куски и раздавать верующим как реликвию. Канон впредь запретил это делать, указывая, что т. о. реликвии св. апостолов почитаются менее, чем эти куски далматика. Пятый канон касался злоупотреблений рим. клириков и нотариев, к-рые взимали плату с вновь посвящаемых в Риме епископов и клириков и за получение паллия или документа, удостоверяющих законность их посвящения. Было объявлено, что взимание платы и за само рукоположение, и за документы, удостоверяющие рукоположение, является грехом симонии. Тем не менее при этом не запрещалось делать добровольные пожертвования. Шестой канон касался вопроса о вступлении в монашество, причем акцент делался на церковных рабах и зависимых людях. Если разрешить это всем желающим, то Церковь может потерять всех своих рабов и зависимых людей, а если запретить всем, то Бог потеряет Своих служителей. Поэтому папа св. Григорий предложил прежде исследовать образ жизни и причину стремления к монашеству такого человека и давать ему разрешение, если он окажется вполне благочестивым. Все предложения папы были одобрены участниками Собора в форме аккламации.

Вероятно, к деяниям этого Собора относится оправдание пресв. Иоанна из Халкидона, к-рый был осужден за ересь Маркиона К-польским патриархом св. Иоанном IV Постником. Пресв. Иоанн апеллировал в Рим. Его делу посвящены 3 послания папы св. Григория: к патриарху Иоанну IV, к визант. имп. Маврикию и к имп. родственнику Феоктисту (Ibid. 6. 15-17). Во всех папа сообщает, что дело было рассмотрено на Соборе и Иоанн был признан невиновным. Эти послания в разных рукописях имеют даты между сент. 594 и сент. 597 г. Если считать, что патриарх Иоанн IV умер 2 сент. 595 г., то послания были написаны ранее, а Собор, оправдавший пресв. Иоанна,- это, вероятно, Собор, состоявшийся 5 июля.

Лит.: Greg. Magn. Ep. 5. 57; 6. 15-17; 62 // MGH. Epp. T. 1. P. 362-357, 394-397, 437-438; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 426-428.

Ок. 641/2 г.

См. в ст. Иоанн IV, папа.

649 г.

680 г.

Этот Собор при папе св. Агафоне проходил на Пасху, носил подготовительный характер перед VI Вселенским Собором. На нем присутствовало необычайно большое число епископов; под актами Собора значится 125 подписей, хотя, видимо, не все они присутствовали в Риме, а дали подписи на своих поместных Соборах и заранее заочно одобрили решение Р. С. Папа Агафон откладывал открытие Собора, чтобы в Рим могло приехать как можно большее количество епископов. Однако из актов Собора и из послания папы Агафона к визант. имп. св. Константину IV известно, что папа заранее разослал по более отдаленным провинциям послание с извещением о готовящемся Вселенском Соборе против монофелитства и просил епископов на поместных Соборах высказать мнение об этом. Известно о неск. Соборах, проходивших в это время в Медиолане, Галлии, Британии, Аквилее, Равенне, Истрии и на Сицилии. Подписи епископов и ряда участников этих Соборов в актах Р. С. приведены единым блоком, что может указывать на то, что они были перенесены из др. документов.

При такой обширной подготовительной деятельности постановления Р. С. были предрешены. Его цель была скорее в том, чтобы продемонстрировать единодушие зап. Церквей в непринятии монофелитства. Собор осудил эту ересь и анафематствовал ее главных представителей: К-польских патриархов Сергия I, Пирра, Павла II и Петра, патриарха Кира Александрийского и еп. Феодора Фаранского. Но в актах Р. С. дипломатично было обойдено молчанием имя папы Гонория II, некогда выразившего согласие с Сергием. Др. деянием Р. С. стало избрание легатов на Вселенский Собор в К-поле. Как представители папы Агафона были избраны пресвитеры Феодор и Георгий и диак. Иоанн. Соборными представителями стали епископы Иоанн из Порто, Абунданций Патернский и Иоанн Регийский. Все 3 епископа представляли визант. владения в Италии. Акты Р. С. сохранились полностью, т. к. зачитывались на 4-м заседании VI Вселенского Cобора 15 нояб. 680 г. и вызвали одобрение его участников (Mansi. T. 11. P. 285-316).

Лит.: Mansi. T. 11. P. 170-188, 285-316; Agnel. Lib. Pont. eccl. Rav. // MGH. Scr. Lang. P. 359-360; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 5. P. 426-428; Бородин О. Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 137-138.
Д. В. Зайцев

731 г.

Деяния Соборов, созванных папой св. Григорием III для осуждения иконоборчества, не сохранились. Основные источники сведений о них - жизнеописание папы св. Григория III в Liber Pontificalis, частично сохранившиеся Деяния Собора 769 г. и послание папы Адриана I (772-795) к франк. кор. Карлу Великому 793 г. (MGH. Epp. T. 5: Epistolae Karolini aevi. T. 3. P. 5-57). Эти источники не позволяют однозначно утверждать, что Соборы были созваны только для обсуждения вопроса об иконах. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения отражают ситуацию 2-й пол., а не 30-х гг. VIII в. Первый Собор состоялся весной, 2-й - 1 нояб. Заседания проходили в базилике св. Петра в Ватикане. Среди приглашенных на 2-й Собор был архиеп. Антонин Аквилейский (MGH. Epp. T. 3: Epistolae Merowingici et Karolini aevi. T. 1. P. 703). В Cоборе, по разным источникам, участвовали от 79 до 93 архиереев, а также представители мирян. К заседанию был подготовлен флорилегий, включавший в т. ч. свидетельства в защиту почитания св. икон из Свящ. Писания (Исх 25. 1-22; 3 Цар 6. 23, 6. 32; Числ 21. 8-9) и творений, приписанных свт. Афанасию I Великому (Вопросоответы к Антиоху), из корпуса «Ареопагитик», трудов святителей Кирилла Александрийского (Сокровище), Григория Богослова, Геннадия Марсельского (Массилийского), папы Григория I Великого (послание к Серену, еп. Массилийскому).

769 г.

Собор был созван папой Стефаном III (IV) (768-772) и состоялся 12-14 апр. в Латеранской базилике. Деяния сохранились частично в рукописях: Verona. Cattedrale S. Maria Assunta. Bibl. Capit. 57. Fols. 109-110v и Lond. Brit. Lib. Add. 16413. Fols. 4-6v. Дополнительные сведения содержатся в жизнеописании папы Стефана III (IV) в Liber Pontificalis и в послании папы Адриана I к кор. Карлу Великому 793 г. Причиной созыва Собора стала необходимость осудить антипапу Константина (767-768) и в дальнейшем исключить возможность избрания Римских пап из мирян. Переговоры о проведении Собора начались сразу же после рукоположения папы Стефана. Он отправил посольство к королю франков Пипину Короткому (751-768) с просьбой прислать для участия в Соборе ученых франк. клириков. Преемники Пипина, Карл Великий и Карломан, отправили в Рим 12 франк. епископов. Всего в Соборе участвовало ок. 50 архиереев. Два первых заседания были посвящены обсуждению дела антипапы Константина, на 3-м были приняты новые правила избрания на Папский престол. В ходе 4-го заседания епископы обратились к вопросу об иконопочитании и анафематствовали иконоборческий Иерийский Собор 754 г. Причины включения в повестку вопроса об иконах неизвестны. Возможно, папа Стефан III (IV) хотел т. о. заручиться поддержкой франков, противопоставив их страну впавшей в ересь Византии, или инициаторами осуждения иконоборчества были сами франки (Noble. 2009. P. 146-147). Святоотеческие свидетельства в пользу иконопочитания, представленные на Соборе, в основном повторяли те, что были рассмотрены в 731 г. К ним были добавлены цитата из сочинения свт. Амвросия Медиоланского и фрагменты соборного послания вост. патриархов Космы I Александрийского, Феодора I Антиохийского и Феодора I Иерусалимского, в к-рых излагалась легенда об эдесском образе Спаса Нерукотворного.

863 г.

См. в ст. Николай I, папа Римский.

1123 г.

1139 г.

1179 г.

1215 г.

1512-1517 гг.

1869-1870 гг.

1962-1965 гг.

См. в ст. Ватиканский II Собор.

Ист.: Mansi. T. 12. P. 713-722; Jaffé. RPR. N 1719, 1722, 1823; LP. T. 1. P. 415-425, 473-477; MGH. Conc. T. 2. Pt. 1. P. 74-92.
Лит.: Hartmann W. Die Synoden der Karolingerzeit im Frankenreich und in Italien. Paderborn etc., 1989. S. 40-41, 84-86; Böhringer L. Zwei Fragmente der römischen Synode von 769 im Cod. Lond., Brit. Lib. Add. 16413 // Aus Archiven u. Bibliotheken: FS f. R. Kottje zum 65. Geburtstag / Hrsg. H. Mordek. Fr./M., 1992. S. 93-101; Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and Its Archetype. Wash., 1995. P. 37-41. (DOS; 34); Brubaker L., Haldon J. F. Byzantium in the Iconoclast Era (c. 680-850): The Sources: An Annot. Survey. Aldershot; Burlington, 2001. P. 241. (BBOM; 7); eidem. Byzantium in the Iconoclast Era (c. 680-850): A History. Camb., 2001. P. 84-85, 126-127; Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 118-123, 145-149; Dell'Acqua F. Iconophilia: Politics, Religion, Preaching, and the Use of Images in Rome, c. 680-880. Abingdon; N. Y., 2020.
Л. В. Луховицкий
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. История История Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Римские Соборы
См.также:
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV
AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
AGGIORNAMENTO (обновление), термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Собором